Крым в Таврический период

Главная » История Крыма » Крым до н.э. » Крым в Таврический период

Оставим в стороне доисторические эпохи Крыма, засвидетельcтвованные лишь первобытными стоянками и находками кремневых орудий. Отметим только, что в глубокой древности люди пришли в Крым со стороны. Это были первые волны пришельцев, бежавших на юг от холода северных равнин и эпохи великих оледенений. Естественные пещеры и гроты в скалах обеспечивали им убежище, в лесах и степях Крыма водились зверье и дичь, существование здесь человека в эпохи от палеолита до энеолита было если не безбедным, то надо полагать сносным.

Начнем с тех, имена которых дошли до нас в письменных источниках. Это киммерийцы, тавры, скифы. Они населяли в древности Крымский полуостров, но и не только его.

Кимерийцы в Крыму
Кимерийцы

Из ассирийских источников известно, что во II тыс. до н.э. Северное Причерноморье и Крым населяли киммерийцы (которых в ассирийских документах называли гимарии, а в древнееврейских - гомер). Во времена Ашшурбанипала, Асархадона, Аргона, это период с VIII по VII века до н.э.) киммерийцы находились в неприятельских отношениях с Ассирией, но эти сведения относятся уже к закату их истории. Судя по отрывкам клинописных текстов, существовала страна Гамира нападавшая на Ассирию и, по-видимому, сама подвергавшаяся нападениям с ее стороны и платившая дань Урарту. Помещалась она где-то дальше. То, что киммерийцы населяли Северное Причерноморье и Крымский полуостров, послужило основанием для греков оставить след в топонимике Крыма: Боспор Кимерийский (Керченский пролив), Кимерийская переправа, Киммерик. Существует мнение, что так называемая кизил-кобинская культура Крыма на раннем своем этапе имеет свое прямое отношение к киммерийцам.

Геродот и многие после него считали, что киммерийцы были вытеснены с Крыма наступавшими с северо-востока и востока скифскими племенами. Время этих событий относится к VIII в. до н.э. Но есть мнение, что они никуда не уходили, а оставались на месте и послужили этнической базой для формирования скифских и таврических племен. Впрочем любое мнение на этот счет почти бездоказательно; кроме упоминаний о киммерийцах, до нас почти никаких сведений о них не дошло.

Само собой, они не могли не оставить следов в Таврике, но отыскать их там, где буквально все перепахано последующими волнами пришельцев, очень трудно. Горшки, корчаги и кубки, вылепленные из глины в ручную, без гончарного круга, плохо обожженые и украшенные примитивным орнаментом, которые свойственны началу кизил-кобинской культуры,- вот, пожалуй, и все, что можно с большой неуверенностью приписать киммерийцам, неизвестно откуда взявшимся в Крыму и неизвестно куда ушедшим.

Так или иначе с cередины I тыс. до н.э. киммерийцев считали уже вымершим народом.В VIII в. до н.э. в Северном Причерноморье появились и в VII в. до н.э. расселились по широким степным просторам скифы, завоевав господствующее положение. Одновременно с ними древние писатели постоянно упоминают тавров, населявших Горный Крым. О скифах до нас дошло множество ценных замечаний в трудах греческих авторов, о таврах - значительно меньше. Разные авторы упоминают то собственно тавров, то скифское племя тавров, то тавроскифов или скифотавров, рисуя их народом с примитивной культурой и варварскими обычаями. По имени тавров греки и называли Крымский полуостров Таврикой, прилагая это название скорее к горной части, нежели ко всему полуострову.

Именно с таврами исследователи связывают те многочисленные могильники с каменными ящиками, которые представляют собой на Южном берегу и отчасти в Горном Крыму один из выразительных комплексов памятников старины. Примитивных, но выразительных.

Сложенные из четырех каменных плит, поставленных вертикально, и прикрытые пятой плитой, каменные ящики представляли собой погребальные склепы. Большинство из них было разграблено еще в древности. В некоторых ящиках, размером со средней величины письменный стол или несколько больше, находят до 40-60 черепов и груды костей. По-видимому ящики были собственностью отдельных семей и передавались из поколения в поколение как семейная святыня и как материальная ценность: каждая плита весит от четверти тонны до 2 тонн; соорудить такой склеп было не просто. Погребальный инвентарь составляли бронзовые наконечники стрел, спирали-подвески, поколки-булавки, раковины каури, бусы из египетской пасты, слепленные из черной глины кубки и горшки - предметы которые тавры считали необходимыми в их земной и загробной жизни. Весь этот погребальный инвентарь отождествляют с примитивной кизил-кобинской культурой Крыма.

Для нашей статьи знакомство с культурой тавров имеет свой смысл, и вот почему. Кое-где найдены жилища тавров. Многие укрепленные пункты в Горном Крыму и на Южном берегу также приписывали таврам. Почти все исары Южного берега квалифицировали как таврские убежища. Это оказалось ошибкой, но, несомненно, у тавро были убежища, как правило, в труднодоступных местах, на скалах. Дальше на сайте мы еще не раз обратимся к таврским могильникам и убежищам. Заметим, что о таврах нам известно из древнегреческих источников несравненно больше, чем по материалам археологических исследований. Никакие обломки керамики и каменные ящики не в состоянии поведать того, что рассказывают о таврах их современники и их соседи греки.

Слои с остатками материальной культуры тавров обнаружены и на Южном берегу, и в Горном Крыму - от Гераклийского полуострова на юго-западе до мередиана Алушты и еще немного северо-восточнее. Это очерчивает ареал тавров в I тыс. до н.э.

Что произошло с ними позднее, в первых веках нашей эры? Вымер ли этот народ, ушел ли он в неведомые земли или, может быть, мешался новыми пришельцами - все это остается загадкой. Наверное ближе те, кто предполагает растворение тавров в этнически разноликой массе последующего населения Крыма.

Скифы. Греки их рисуют многочисленным и многоплеменным народом, населявшим степные просторы Северного Причерноморья и Крымский полуостров. Особенно много сведений о скифах и Скифии привел Геродот - от легенд о происхождении скифов и их обычаев до географии Скифии. Подробно рассказал он и о некоторых событиях, происшедших в VI-V вв. до н.э., в частности о военном конфликте между Дарием и скифами, о вторжении скифов в Херсонес Фракийский и т.д.

По словам эллинов, скифы были народом варварским, кочевым, позднее осевшим на землю и занявшимися земледелием. Была известна обширная область, занятая скифами-пахарями, и другая - кочевыми скифами. Помимо этого в древней литературе существует понятие царские скифы - может быть группа племен, из которых выходили скифские владыки и которые оставляли в известной мере привелигированную часть еверопричерноморского населения. Геродот сообщал, что самоназвание скифов - сколоты. Отсюда делались попытки произвести склавины, словены, славяне и даже обосновать родство славян со скифами, однако мнение это, модное некоторое время назад, сейчас считается бездоказательным, противоречащим тому, что известно о происхождении славян.

Облик скифов рисуют чеканные барельефы на золотых и электровых кубках и вазах, изготовленных греческими мастерами и встречающихся в богатых курганных погребениях. Это среднего роста и крепкого телосложения люди с клиновидными бородками и чуть обвислыми усами, одетые в кафтаны, штаны шаровары, мягкие сапожки-постолы и остроконечные клобуки. Средства их передвижения - кибитки и конь под седлом, вооружение - лук, обоюдоострый меч, короткое копье, боевой топор и небольшой щит. Воинами в скифских племенах были и женщины.

Все древние авторы говорят о скифах как о варварах с дикими нравами и обычаями. Уэллинов даже вошло в обыкновение говорить о человеке, употребляющем неразбавленное вино: "Пьет, как скиф". И вместе стем в среде скифов встречались люди образованные. Широко известен у эллинов был скиф Анахарсис. Полководец (или царь) скифов Скилур умело противостоял натиску многотысячной армии персов. Царь Скилур вошел в историю как могущественный владыка, под властью которого государство скифов достигло расцвета. Скифию называли и страной курганов, и житницей Средиземноморья. Именно из северного причерноморья элины вывозили зерно, кожу, воск, мед, рыбу, металлы, лес, янтарь. Скифия была и колоссальным рынком рабов, которых скифы сбывали в греческих городах. Только одних милетских колоний было по берегам Понта(Черного моря) и Пропонтиды (Мраморного моря) около 80. Вся торговля между миров эллинов и варварским миром Северного Причерноморья шла через них. Не будет преувеличением сказать, что греческая цивилизация во многом обязана питательным сокам обширных областей Причерноморья, в том числе и Крыма.

Периоды истории

Другая история